«Чигиробская экспедиция»

Очерк

Участники: студенты исторического факультета ПГУ 8 человек – Светлана Сыромолотова, Николай Фадеев, Ольга Миронова, Андрей Соболев, Ольга Рогозина, Лариса Субботина, Игорь Рязанцев, Екатерина Шириханова.

Все населенные пункты были расположены на водоразделе рек Камы, Вишеры и Глухой Вильвы. Населенные пункты Жулановского сельского совета Соликамского района для изучения экспедицией были разделены на два куста «Чигиробский» и «Дубровинский», в которых проживало в 1979 году:

  • село Жуланово – 120 дворов, 460 человек;
  • село Чигироб –22 двора, 50 человек;
  • деревня Пеняхино – 9 дворов 9 человек;
  • деревня Татарское – 17 дворов, 23 человека;
  • деревня Клепикова – 3 двора, 3 человека;
  • деревня Кузнецова – 40 дворов, 118 человек;
  • деревня Лопаницина – 5 дворов, 4 человека;
  • деревня Тюлино – 7 дворов, 9 человек;
  • деревня Немзя – 10 дворов;
  • деревня Дуброво – 23 двора, 48 человек.

В районе обследования экспедиции были и нежилые деревни – Кулаково, Гари, Заполье, Сергеево, Гаревая, Ящино, Першина, Филипьева.

Схема поселений Жулановского сельсовета.

Перспективными населенными пунктами в 1979 г. определялись село Жуланово и деревня Кузнецова.

Цель экспедиции – изучение народного жилища, материальной культуры, быта и истории формирования русского старожильческого населения Прикамья.

105 экспонатов были переданы в Соликамский краеведческий музей.

В районе экспедиции проживало русское население. Коми-пермяков в 1979 году не проживало, хотя как предполагалось, что могло в очень далекие времена, на что указывало отсутствие коми-пермяцкой топонимики. Но в народе сохранились предания о людях заселявших эту территорию – Чучкарях. Ходили различные версии об их происхождении и исчезновении. Наиболее вероятная версия, это рассказ о Чучкарях как коренном населении, которое было вытеснено в худшие для проживания места, либо переселившиеся на другие территории (деревня Лопаницина, село Дуброво). Пожилые жители указывали места, где якобы проживали чучкари. Об их существовании говорит название ручья у села Чигироб – Чучковский родник. Старообрядческого населения участниками экспедиции обнаружено не было. Пожилые жители говорили о том, что их вообще здесь не было. В деревне Лопаницино в 1930-е гг. жило 3 семьи евангелистов. Все обследуемые населенные пункты имели уличную планировку, видимо, это было связано с отменой крепостного права в 1861 г. Патронимических центров не обнаружено ни в одном из населенных пунктов. В сёлах Чигироб и Дуброво были церкви, а в деревнях Филипьево, Татарское, Тюлино – часовни. Признаков языческой религии не было обнаружено, за исключением деревни Заполье, где имелось священное дерево.

Полевая опись коллекции Чигиробской этнографической экспедиции ПГУ, составленная Г.Н. Чагиным.

Местные жители в беседах рассказали много интересных историй участникам экспедиции.

Агрипина Матвеевна (69 лет), жила до 1970 г. в деревне Ящино, затем переехала в село Чигироб: «Раньше со стороны села Чигироб по дороге в деревню Ящино стоял столбик с ящиком, окруженный изгородью. На ящике три иконы, в него опускали деньги. Собирались там все в день Святого Алексея (27 июня), так велось в течение пятидесяти лет. Почему именно 27 июня? Два года с подряд в этот день выбивал посевы град. В последние годы жизни носили свои иконы».

Егор Васильевич, из деревни Ящино: В его доме были расписные доски с яркими цветами. На подпечечной доске были изображены желтым цветом пляшущие девушки, а рядом с ними сидел гармонист с черной гармошкой. Припечная доска была синяя с цветами. На шкафчиках в кухне были нарисованы охотник с ружьем и птицами, на другой створке сидящая женщина Кто раскрашивал, не знает, но вспоминает, как рассказывала ему бабушка про вятских мастеров, которые не только занимались росписью, но и ставили косяки.

Записи в дневнике Г.Н. Чагина об археологических находках.

Александр Тимофеевич (39 лет), уроженец деревни Кулакова, проживал в селе Чигироб. В доме был расписной желтый шкаф, на светло-коричневом фоне синие цветы. Кто расписывал, не помнил. Слышал про Пеняхинскую чашку серебряную, ее находил Жунев. В деревне Кулакова были солонички в форме уточки. Овины ямные (хозяйственные постройки, в которых сушили снопы перед молотьбой) были врыты в землю. Овина в срубе не было. Такие овины были по всей округе. В ржаном суслоне было восемь снопов.

Схема села Чигироб. 1979 г.

Село Чигироб

Марина Ивановна, 1915 года рождения, уроженка села Чигироб, рассказывала, что село раньше называли Погост, потому что здесь была церковь и кладбище. Из деревень в село Чигироб каждое воскресенье ходили молиться.

Наиболее распространенные фамилии в селе Чигироб были Молчановы, Золотарёвы, Черепановы, Базгановы.

Деревня Дуброво

В деревне сохранилась каменная белая церковь, на колокольне стоял шатёр и железный крест. Другой крест валялся на земле (участники экспедиции взяли его для музея), на нем была выбита дата «1773 год». По рассказам Марии Михайловны (85 лет) одежду холщовую и после Великой Отечественной войны носили, мать носила дубас (вид сарафана). Видела кокошники рогатые на старушках. Ткани красили корой ивы и черемухи, клюквой и брусникой. Из теплой одежды носили понитки (кафтан) суконные, зипуны и тулупы. Из обуви носили сапоги, коты, лапти. Церковь была огорожена деревянной оградой и воротами. Раньше на могилу всегда сажали дерево и ставили крест.

Схема деревни Дуброво. 1979 г.

Деревня Кулакова

Деревня нежилая, находилась в 2-х километрах от села Чигироб. Имела уличную планировку, одну улицу по склону поля. Из деревни открывалась широкая панорама: виден Помянённый камень, Язьвинские деревни, Полюд-гора. Оставшиеся пять домов были обследованы участниками экспедиции, из них вывезено несколько вещей, в том числе роспись, дверь с петлями-жиковиками. В деревне распространенные фамилии были Кулаковы, Собянины, Ильины.

Схема деревни Кулакова. 1979 г.

Деревня Ящино

Деревня нежилая, находилась в двух километрах от села Чигироб, сохранилось пять домов. Имела уличную планировку, одну улицу по склону поля. Собраны экспонаты: расписная припечная доска и подшесточная доска с датой «1905 год», с цветочным орнаментом на красновато-желтом фоне.

Деревня Заполье

Находилась в пяти километрах от села Чигироб. В 1979 г. сохранилось два дома. Дома располагались вдоль склона поля, ближе к лесу. В одном доме участники экспедиции нашли подшесточную доску с цветами, курочкой и петухом.

Деревня Гари

Располагалась в одном километре от деревни Заполье. Деревня имела уличную планировку, в 1979 г. сохранилось четыре дома. По воспоминаниям старожилов деревня основали чучкари, а потом уехали, уже затем в деревню стало приезжать русское население.

Деревня Першина

Располагалась в четырех километрах от деревни Ящино, сохранилось восемь домов. Деревня имела уличную планировку, главная улица была с двухсторонней застройкой, а выше этой улицы один ряд домов. В центре была часовня, которая не сохранилась.

До Великой Отечественной войны в деревне было около 40 домов, на фронтах погибло 22 человека. В деревне Осинники долгое время сохранялся однофамильный состав, в ней проживали одни Туснины. У Василия Нефетовича Туснина участниками экспедиции были приобретены прялки. Он много делал пресниц (прялок) с резьбой трехгранновыемчатой, круги-солнце и семью головками, трепала с вырезками.

Схема деревни Першина. 1979 г.

Деревня Тюлино (Вотяки)

Располагалась в двух километрах от деревни Першино. Деревня имела интересную планировку, обусловленную рельефом местности вдоль ручья по левому берегу, вдоль склона поля идет ряд домов-большой, по другую сторону ручья идет смешанная застройка. В верхней части ручья, около часовни (она сохранилась ко времени проведения экспедиции) шли две улицы (внешняя улица большая, через всю деревню), а ближе к ручью один ряд домов, обращенный к ручью. Долина ручья заболочена, раньше был пруд шириной до 100 метров. Распространенной фамилией была – Вотяковы. Дома строились, как крепости, из толстых бревен, в диаметре до 40–50 см. Участникам экспедиции особенно запомнился дом Ефима Степановича Вотякова, трехкамерная связь с двухярусным двором, двухскатной крышей, крыльцо на ряжах без крыши, обе избы имеют повалы. Крыши стропильные, внутри дома традиционная планировка, но высота помещения низкая. У Е.С. Вотякова собрали много вещей, в том числе подстолье кронштейнами со стилизованными конями.

Схема деревни Тюлино. 1979 г.

Деревня Пеняхино

Деревня находилась на дороге между селами Жуланово и Чигироб. Около пятнадцати домов сохранились, только в шести домах в 1979 г. жили одни женщины.

Схема деревни Пеняхино. 1979 г.

Деревня Филипьева

Деревня почти нежилая, находилась в шести километрах от села Чигироб. В 1979 г. сохранилось около пятнадцати пустых домов, а было сорок пять. Внутренний интерьер в домах однообразен, как отмечал Г.Н. Чагин, создавалось впечатление, что шкафчики, грядки-полки, западни, голбцы, припечные доски делал один мастер. Участники экспедиции беседовали с четырьмя женщинами, которые на лето приезжали из города в деревню, а других жителей не было. Они рассказали, что в деревне были расписные интерьеры. Из дома Марии Васильевны Филипьевой взяли дверцы от шкафа 1905 г. У всех жителей деревни были свои метки-тамги (на жердях, на овцах).

Схема деревни Филипьевой. 1979 г.

Деревня Лопаницина

Деревня стояла на новом месте, так как в 1920-е гг. сгорела. Деревня уличной планировки, дома разные – трехкамерные (изба, сени, клеть), двухкамерные, пятистенок. В связи с тем, что новая деревня была построена ниже старой, она слилась с деревней Куделино. Надежда Николаевна (1926 года рождения), в возрасте двух лет была взята в дом знахарки Лукерьи Михайловны. Надежда Николаевна говорила, «чтобы узнать колдуна, надо схватить у него что-нибудь с головы неожиданно и бросить в печь. Колдунья зашла в дом, когда в нем варились иголки, собранные у одиноких женщин в деревне. Колдунью начало колоть и она во всем созналась. Иголки варили и для того, чтобы найти потерянную вещь. Вор должен был прийти в дом, где варились иглы. Были староверы в деревне. Про оборотней тоже слышала».

Схема деревни Лопанициной. 1979 г.

Деревня Кузнецова

Располагалась на земском старом тракте, имела улично-квартальную планировку, реки не было, дома фасадом были обращены в улицу. На южной окраине сохранялись столбы и крыша часовни, вернее не часовни, а ограждения вокруг столба, на котором висел крест и икона. В деревне встречались три типа жилища:

  • Трехкамерная связь – изба, сени, изба, в ряде случаев вместо второй избы стояла еще клеть, сзади двухъярусный двор. Таких домов примерно 30 – 35%.
  • Двухкамерный дом – изба, сени и сзади двухъярусный двор.
  • Дом пятистенок – сзади двор для скота, а рядом открытый двор и амбары, в некоторых редких случаях четко была выражена конусообразная застройка с трехполыми воротами.

Схема деревни Кузнецова. 1979 г.

В 1963 г. В.А. Барадуллин выявил в деревне Кузнецова три дома с расписными интерьерами, но при обследовании их обнаружить участникам экспедиции их не удалось. По словам старожилов ясно, что в последние годы возможно раскрасили доски или вообще при планировке расписные выбросили доски.

Деревня Немзя

В деревне в 1979 г. было 18 жилых домов, остальные – пустые. Иван Павлович (58 лет), про пермяков слыхал, говорили, что здесь раньше жили, но по-пермяцки при нем никто не разговаривал. Носили лапти, они с прямым носком были. Мужчины чулки не носили, было исподнее с узорами.

Василий Фёдорович и Александра Ильинична рассказывали, что один из местных жителей мог превращаться в медведя. Были и колдуны, которые могли насылать порчу, и бабушки знахарки были, которые избавляли от порчи. Было 120 дворов, деревня была основана беженцами.

Распространенные фамилии – Бельковы, Хохловы, Поспеловы, Кузнецовы.

Схема деревни Немзя. 1979 г.

Деревня Татарское

Анастасия Васильевна, родилась в 1906 г. в деревне Татарское. Рассказывала, как лен чесали. Носила юбку с кофтой и моршень, а бабушка носила сарафан. Некоторые старушки носили кокошники. Когда-то татары совершали набеги в эти места, тут была их стоянка, из-за этого деревня получила своё название, татары шли на город Чердынь по этой дороге.

Участниками Чигоробской экспедиции были внимательно изучены существовавшие сельские поселения. Были сняты планы поселей, изучалась не только местная традиционная одежда, но и орудия труда, связанные с подготовкой пряжи и ткачеством. Собраные экспедицией предметы домашнего обихода позволили глубже понять крестьянскую жизнь, стали показателем творческой силы народа, его мастерства, в них запечатлен многовековой опыт. Изучение предметов крестьянского быта одновременно позволили Г.Н. Чагину выяснить как традиционную основу, так и новые черты, появление которых связано с ранним проникновением капиталистических отношений.

Схема деревни Татарское. 1979 г.




При подготовке текста были использованы статьи Г.Н. Чагина:

1. Чагин Г.Н. Полевой дневник. Чигиробской этнографической экспедиции Пермского государственного университета им. А.М Горького в Соликамском районе Пермской области // ГАПК. Ф. р-2485. Оп. 1. Д. 427. Л. 1–40.

2. Схемы поселений с. Чигироб, д. Дуброва, д. Соколова, д. Клепикова, д. Першина, д. Кулакова, д. Филипьева, д. Лопаницина, д. Пеняхино, д.Тюлино, д. Татарское, д. Немзя, д. Кузнецова Соликамского района. Чигиробской этнографической экспедиции Пермского государственного университета им. А.М Горького в Соликамском районе Пермской области // ГАПК. Ф. р-2485. Оп. 1. Д. 428. Л. 1–13.

3. Полевая опись коллекции Чигиробской этнографической экспедиции Пермского государственного университета им. А.М Горького в Соликамском районе Пермской области // ГАПК. Ф. р-2485. Оп. 1. Д. 429. Л. 1–7.

Другие экспедиции