«Симская экспедиция»

Очерк

Участники: студенты исторического факультета ПГУ 7 человек (Соболев Алексей Ростаславович – студент 3-го курса, Южаков Олег Юрьевич, Рычков Виктор Васильевич – студенты 1-го курса, Миронова Ольга Ивановна – студентка 1-го курса, Ларионова Наталья Борисовна – студентка 1-го курса, Карнаухова Людмила Игоревна – студентка 1-го курса, Мековская Валентина Антоновна)

Фрагмент карты Соликамского уезда Пермской губернии. 1895 г.
ГАПК. Ф. 716. Оп. 5. Д. 116.

География: все населенные пункты расположены по притокам реки Глухая Вильва.

Деревни Симского сельского совета Соликамского района: Сим, Долгая, Камень, Пешкова, Полом, Проничи, Булычева, Низовая, поселок Ильичевка

Цель экспедиции – изучение хозяйства, материальной культуры, быта и истории формирования русского старожильческого населения Прикамья.
Традиционно-бытовая культура старообрядчества.



Экспонаты: более 50 экспонатов были переданы в Соликамский краеведческий музей

Административное деление: в 1924 г. все поселения в бассейне реки Глухая Вильва были включены Поломский сельский совет с центром в деревне Полом. В 1963 гг. в деревне Полом проживало более 300 человек, была восьмилетняя школа и все необходимые учреждения и организации. В 1968 г. центр сельского совета в 1968 г. был переведен в поселок Сим, который развивался с 1941 г. как центр лесозаготовительного предприятия треста «Усольлес».

От поселка Сим были проложены узкоколейные железные дороги в поселки лесозаготовителей – Ильичевка, Талая, Большой Сим, Красный Берег (Красновишерский район).

Во время экспедиции в деревне Полом проживала 1 семья из 2-х человек, Низовая – 4 семьи, Долгая – 1 семья, Сим – 12 семей, Камень – 2 семьи.

Берега реки Глухая Вильва были очень заболочены, поэтому все населенные пункты располагались на притоках или на небольших речках.

Эта территория и население имели народное название «Пармские селения», «Парминские жители» в связи с удаленностью от города Соликамска и других селений. Территория к западу от реки Глухая Вильва с центром в селе Осокино называли «Запотымской стороной», так как от города Соликамска ее отделяла река Потымка (левый приток реки Боровая). Жители этой местности назывались «запотымскими». На пути из Пармы и Запотымья в город Соликамск находилось село Половодово, где в начале XX века располагался центр волости, жители которого были ближе к городской жизни. Поэтому эту местность (село Половодово и близлежащие деревни) называли «в жилу». Экспедиция зафиксировала, что продолжало бытовать выражение «ездили в жилу».

На карте Соликамского уезда 1895 г. село Полом было отмечено как село Парма. Местное лесничество до сих пор называется Пармским.

Первые письменные сведения о Пармских селениях встречаются в переписной книге Соликамского уезда Ф. Бельского 1678 г. Во второй половине XVII века в деревне Полом проживали русские переселенцы с Европейского Севера (река Пинега и река Луза). Территория заселялась русским населением из центральной части Соликамского уезда. Северная группа деревень (Сим, Долгая, Камень) позднего происхождения – первой половины XIX века. Устные предания, а также антропонимия свидетельствуют, что первопоселенцы этих деревень были выходцы из более северной территории, где до сих пор проживают коми-язьвинские пермяки. Например, старожилы деревни Долгая говорят, что их предки прибыли из деревни Бычино и деревни Гилёвой, которые находятся на реке Язьве. Поэтому жители деревни Долгой имели только 2 фамилии – Бычины и Гилёвы. Оттуда же из деревни Митраковой приехали первопоселенцы в деревни Камень и Сим. Этим и объясняется, что в этих деревнях самая распространенная фамилия – Митраковы. Появление здесь фамилий, аналогичных названиям Язьвинских деревень служит явным доказательствам миграции населения. Как и в прошлом, так и во время проведения экспедиции местное население придерживалось беглопоповского направления старообрядчества. В деревнях Сим и Низовой до 1930-х годов существовали молитвенные дома. Во время экспедиции фиксировалось, что население совершало религиозные обряды на дому, а в большие праздники посещают Молитвенный дом в деревне Ваньково Красновишерского района, который существовал официально. Во второй половине XIX века для пресечения старообрядческой веры решено было открыть здесь самостоятельный приход. В 1869 году при участии Соликамского промышленника А.И. Дубровина была построена деревянная церковь в деревне Полом. Но вскоре она была передана старообрядческой общине.

Первые письменные сведения о Пармских селениях встречаются в переписной книге Соликамского уезда Ф. Бельского 1678 г. Во второй половине XVII века в деревне Полом проживали русские переселенцы с Европейского Севера (река Пинега и река Луза). Территория заселялась русским населением из центральной части Соликамского уезда. Северная группа деревень (Сим, Долгая, Камень) позднего происхождения – первой половины XIX века. Устные предания, а также антропонимия свидетельствуют, что первопоселенцы этих деревень были выходцы из более северной территории, где до сих пор проживают коми-язьвинские пермяки. Например, старожилы деревни Долгая говорят, что их предки прибыли из деревни Бычино и деревни Гилёвой, которые находятся на реке Язьве. Поэтому жители деревни Долгой имели только 2 фамилии – Бычины и Гилёвы. Оттуда же из деревни Митраковой приехали первопоселенцы в деревни Камень и Сим. Этим и объясняется, что в этих деревнях самая распространенная фамилия – Митраковы. Появление здесь фамилий, аналогичных названиям Язьвинских деревень служит явным доказательствам миграции населения. Как и в прошлом, так и во время проведения экспедиции местное население придерживалось беглопоповского направления старообрядчества. В деревнях Сим и Низовой до 1930-х годов существовали молитвенные дома. Во время экспедиции фиксировалось, что население совершало религиозные обряды на дому, а в большие праздники посещают Молитвенный дом в деревне Ваньково Красновишерского района, который существовал официально. Во второй половине XIX века для пресечения старообрядческой веры решено было открыть здесь самостоятельный приход. В 1869 году при участии Соликамского промышленника А.И. Дубровина была построена деревянная церковь в деревне Полом. Но вскоре она была передана старообрядческой общине.

Пахотные угодья крестьян располагались в основном, на водоразделах. Огромных размеров пашни были в районе деревень Полом, Проничи, Булычёво и Низовой.

Из деревень только Полом имело титул села. Здесь до начала коллективизации сохранялись хутора, в которых проживало по одной, в редких случаях по 2-3 семьи. Чаще всего хутора возникали на водоразделах, прямо на пашнях, так как их появление было вызвано земледельческой деятельностью людей. Так, например, около деревни Сим был Чюклинов хутор (первый поселенец по фамилии Чюклинов поселился здесь из села Осокино Соликамского района), по реке Ильичёвка (приток реки Сима) хутор Ильичёвский, в 1,5 км от деревни Камень стоял из трех домов хутор Пашня. Мекшерский хутор. Несколько хуторов было вокруг деревни Низовой – Каравайский, Заугор, Тимин, Савинский, Москалевский и другие. Накануне Великой Отечественной войны все хутора были ликвидированы и жители переселены в деревню. Все поселения окружены полями и располагаются на склоне, у леса. Для пармских селений характерна рядовая планировка.

В деревнях Низовой и Полом с середины XIX века внутренние интерьеры начали украшать росписью масляными красками. Свободными кистевыми росписями расписывали пришлые мастера опечки, палатные брусья, грядки, дверные косяки, перегородки. Больше всего сохранилось подобных интерьеров в деревне Низовая. Оттуда экспедицией были вывезены припечная доска, на которой нарисованы на жёлтом фоне цветы и птицы, а также перегородка, которую хозяин любезно передал для Соликамского музея. Перегородка отделяла красный угол избы от кути. Три её доски, вытесанные топором из цельного ствола кедра, были покрыты красновато-жёлтой краской, и на этом фоне свободными кистевыми мазками нарисованы цветы и птицы. Самая большая доска имела в ширину до 80 см, вторая уже и третья совсем уже (есть предположения, что последняя срезана при установке на новых местах). Точное время изготовления и мастер неизвестны. Домовая роспись деревни Низовая близка севернорусскому варианту. Некоторые расписанные интерьеры мы застали в разрушенном состоянии и поэтому не только собрать, но и реконструировать было невозможно.

В Пармских селениях везде существовал ткацкий станок одного типа – кросна с задней навоей. Несколько станков участники экспедиции видели на рабочем ходу и еще больше в разобранном виде. Здесь его везде называли кроснами. В нем станины вытесаны из еловой копани, а задняя навоя – из березы, с диском. Необходимо отметить и особенности такого важного предмета процесса прядения как прялка. Здесь ее повсеместно называли «прешницей» или «пресницей». Она изготовлялась из еловой копани, т.е. сиденье–- это корневище, а стояк и лопастка - ствол дерева. Эти копыльные прялки всегда имели широкую лопастку, с размерами приблизительно 20-25 см в ширину и до 40 см в высоту. Сверху она обычно имела украшение в виде резных круглых или ромбических головок, а по нижним внешним углам выступы – сережки, тоже чаще круглые или остроугольные. По бокам имелись зарубки для прочного удержания веревки во время подвязывания кудели, шерсти. Несколько прялок приобретено для экспедиционной коллекции. Их внешняя сторона имеет украшение в виде кругов, квадратов, выполненных наиболее архаичным способом – трехгранно выемчатой резьбой. Встречалась и роспись в виде цветов, иногда с птицами. Боковые стороны стояка украшались тоже резьбой. В обследованном регионе сохранилось мало одежды, после Великой Отечественной войны ткать холст прекращают, особенно в 1950 годы. Способ обработки льна здесь был аналогичен тем, что описан в литературе по Европейскому Северу. Набойку и синение холста производили в г. Соликамске, а также в близлежащих селах Половодово, Осокино.

Деревня Низовая

Усадьбы располагаются вдоль ручья, на южной стороне поля и фасадами обращены на юг и к ручью. Раньше в деревне в деревне было до 75 домов, но восточная часть деревни (до 20 домов) была застроена в 1930-е гг., в основном сюда съехались из ликвидированных хуторов и привезли оттуда дома и хозяйственные постройки. Основная часть деревни – это один ряд домов длиною до 2 км. Река и южная сторона были главными факторами в ориентации. Как отмечал Георгий Николаевич Чагин, «однообразие в застройке деревни, ее большая протяженность, однотипность усадеб, широкие вблизи поля – всё придает большую живописность деревне». В деревне Низовая было самыми распространенными являлись три фамилии – Южаниновы, Брезгины, Баулины. Остальные Фамилии появились поздней. Другого названия у деревни не было, только новую восточную часть называли в народе поселком. Микротопонимия вокруг деревни вся русская, почти все поля назывались по именам владельцев (Мишенско, Савинско, Пашково, Ефимово, Аганитско и т.д.).

Деревня Пешково

По рассказам единственного жителя деревни в 1977 г. первые жители пришли сюда из села Осокино, их фамилии были Чупровы и Клёстовы, позднее поселились из Осокинских деревень Сергеевы и Поповы. В деревне Пешково было построено до 25 домов и все они стояли в один ряд, фасадами были обращены на юг, к реке Малый Сим (через 15 км эта река впадает в Большой Сим). С северной, западной и восточной стороны деревню окружают поля. Микротопонимия вся русская.

Деревня Полом

Расположена на высоком сухом месте, окруженная со всех сторон полями, реки нет. Планировка уличная, но не прямая – скругленная по склону оврага, она возникла в начале XX века в связи с официальной перепланировкой Полома как центрального селения – села. По словам сторожилов, название селение получило будто бы по «Изломанному» лесу, полому, повалу, которое застали здесь первые поселенцы. В 1930-е годы в Поломе насчитывалось более 70 дворов. Распространенными фамилиями были: Мальцевы, Мельниковы, Третьяковы. При перепланировке Полома в него была включена деревня Алёшино, а другая деревня Пашково сохраняла ещё самостоятельность, в ней было 5 домов. Эти деревни назывались по именам первопоселенцев. На западной окраине деревни Полом, на расстоянии 0,5 км расположена деревня Проничи. В ней до 15 домов расположены тремя параллельными рядами, в которых дома обращены к лесу, на юг, а не на поля. Между старой частью деревни Полом и деревней Проничи (ближе к деревне Полом) в 1977 году еще сохранялись бывшие общественные здания: школа, интернат, почта, сельсовет, деревянная церковь (в последнее время в ней был клуб). Это был общественный центр, когда деревня Полом являлась центральной в сельсовете.

Деревня Булычёво

Расолагалсь на юго-западном склоне поля, на расстоянии 1 км от деревень Полом и Проничи. При однорядной планировке дома фасадом были обращены к лесу, на юго-запад. Во время посещения участниками экспедиции здесь стояло 4 дома, в которых проживали пастухи, приезжавшие со стадом телят для пастьбы на отгонных пастбищах из деревни Сысоевой Вальсковского сельсовета Красновишерского района.

Деревня Малышата

Находилась в 2-х км от деревни Булычево, с аналогичной планировкой. Она была заброшена.

Деревня Долгая

Располагалась в 6-ти км на север от деревни Сим по обоим берегам реки Малая Долгая, которая ниже впадает в реку Большая Долгая. Здесь как бы 2 деревни. На левом высоком берегу усадьбы были расположены вдоль улицы. Крайний ряд домов от речки фасадом был обращен прямо на юг (река была за лесом и внизу) к внутренней части деревни, а второй не в улицу, а на юго-восток. Эту часть деревни зовут верхней Долгой, в ней все жители имели одну фамилию – Бычины. На правом берегу дома были расположены в один ряд и были обращены и к реке, и на юг. Здесь жители все имели одну фамилию – Гилёвы. Во время экспедиции в деревне проживала одна семья. Во многих заброшенных домах участники экспедиции обнаружили много старых вещей, часть которых они приобрели для коллекции.

Деревня Камень

Располагалась в 6 км от деревни Сим на юго-восток на высокой возвышенности, которую называли Симским камнем. С противоположной стороны деревни возвышенность круто обрывалась (виднелась отвесная скала), там, по словам жителей находилась пещера. Весь юго-западный склон горы был распахан, пашни были очень больших размеров, но с ликвидацией колхозов они были заброшены и использовались в качестве сенокосных угодий. Деревня Камень имела уличную планировку в направлении с востока на запад. На время проведения экспедиции в ней было всего 8 домов. В восточном конце деревни жили одни Митраковы, а в западном Собянины, что связано с расселением родственников. В деревне было 2 кладбища, ниже деревни и выше, в поле. На них хоронили по родственной принадлежности.

Деревня Сим

Располагалась на правом, значительно возвышенном берегу реки Сим, в 28 км от впадения её в реку Глухая Вильва. По берегу реки Сим была проложена узкоколейная железная дорога из поселка Сим (до него 12 км) в поселок Красный Берег. Деревня Сим состояла как бы из 2-х деревень, их называли в народе Малый Сим и Большой Сим. Располагались они на склоне южной окраины полей. Расстояние между ними до 150 м, но из-за возвышенного рельефа из одной деревни другую абсолютно не видно. Малый Сим ближе находился к реке Сим, Большой Сим юго-восточным конусом примыкал прямо к реке Мекшор, правому притоку реки Сим. В 1977 г. в Малом Симе было 9 домов (4 пустые), фасадами они были обращены на юг, к реке. Г.Н. Чагин определял планировку деревни как беспорядочную с существующей Г-образной проезжей улицей. Не все усадьбы был ориентированы на неё, а в расположении их чувствовалось, что рельеф и южная сторона – вот главные ориентиры.

В Большом Симе было 14 домов (6 пустые), вытянутых в соответствии с рельефом местности в направлении с запада на юго-восток, по склону оврага, в котором рос хвойный лес. Дома все были ориентированы фасадами на юг, к оврагу и в восточной части к реке Мекшор. В Большом Симе также была беспорядочная планировка, в которой удивительно полно был учтён рельеф местности и особенности хозяйственной деятельности людей. При каждой усадьбе имелся небольшой пахотный участок земли, который вместе с прилегающей к дому территорией был огорожен жердями. Не только дома, но и эти разные по форме ограждения, а также отдельно стоящие амбары, погреба, бани придавали беспорядочность всей застройке поселению, которое является ярким образом существовавших в прошлом многих подобных деревень.

«Сохранившаяся в таком виде деревня Сим подлежит сохранению, а в лучшем случае превращению в историко-этнографический музейный комплекс. К этому стоит отнестись более серьёзно, так как подобных поселений на всём Севере Пермской области не сохранилось» (Г.Н. Чагин).

В деревне Сим существовал молитвенный старообрядческий дом, он находился между большой и малой деревней, в конце 1930-х гг. он был закрыт, а в 1950-е гг. здание было разобрано. Все население Сима – старообрядцы, в каждом доме висели лестовки, подушечки под руки.

В Большом Симе на реке Мекшоре была водяная (колесчатая, наливная) мельница, пруд, что тоже создавало живописный вид всему населению. В 1962 г. мельница была разрушена. С созданием в деревне Сим колхоза были выстроены колхозные постройки: ферма, конюшня, дворы и другие, но к 1977 г. они не сохранились. В 1 км от деревни Большой Сим на устье реке Мекшоре существовал хутор из 3–4-х дворов, при ликвидации которого часть жителей перевезли свои дома в Сим. По словам некоторых информаторов экспедиции, старой деревней является Малый Сим. Первый дом здесь стоял около кедра на мысу. Его построил Сергей Митраков, у которого был сын Семён, у Семёна сыновья Артём и Афанасий. По этим же сведениям, будто поселение на устье Мекшере старше, чем Большой Сим. На устье Мекшере первым поселился Архип Семёнович с братом, которые укрылись от длительной военной службы при Николае I. В Большом Симе первым поселился Денис Ваньков из деревни Бычиной с реки Язьвы. Потомок первопоселенца был жив, ему было 88 лет, и с ним неоднократно беседовали участники экспедиции.

Интересные слова!

«Лесовать» – охотиться, не ели медведя и зайцев

Прялки называли «Прꞌесницами»

Пꞌорубки – обувь, состояли из котов, без опушней, к ним пришивалась кожа с разрезом (голенище с разрезом), оденут их, кожей обмотают ногу и завяжут плетнем.




При подготовке текста были использованы статьи Г.Н. Чагина:

1. Чагин Г.Н. Отчет о работе Симской этнографической экспедиции Пермского государственного университета им. А.М. Горького в Соликамской районе Пермской области // ГАПК. Ф. р-2485. Оп. 1. Д. 422. Л. 38–55.

2. Чагин Г.Н. Материальная культура русского населения Северо-Восточного Прикамья в конце XIX - середине XX века // Вестн. Перм. ун-та. Сер. История. 2005. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/materialnaya-kultura-russkogo-naseleniya-severovostochnogo-prikamya-v-kontse-xix-seredine-xx-veka (дата обращения: 09.04.2022).

3. Чагин Г.Н. Полевой дневник. Симской этнографической экспедиции Пермского государственного университета им. А.М. Горького в Соликамской районе Пермской области // ГАПК. Ф. р-2485. Оп. 1. Д. 416. Л. 1–60.

4. Чагин Г.Н. Схемы расположения поселений Симской этнографической экспедиции ПГУ в Соликамский район. Симской этнографической экспедиции Пермского государственного университета им. А.М. Горького в Соликамской районе Пермской области // ГАПК. Ф. р-2485. Оп. 1. Д. 417. Л. 1–11.

Другие экспедиции