«Урольская экспедиция»

Очерк

Участники: студенты исторического факультета ПГУ 8 человек (Соболев Алексей Ростиславович, Тузов Игорь Анатольевич, Сухорученкова Нина Федоровна, Лесковская Валентина Антоновна, Князева Галина Ивановна, Огородов Виктор Данилович, Порубов Василий Васильевич, Горяева Вера Александровна)

Населенные пункты Урольского сельского совета Соликамского района: села Уролка, Сиринское, деревни Тимина, Илаб, Андреева, Оськина, Семунина, Пальники, Крутики, Кругляшка, Бурена, поселок Басим,

Населенные пункты Ульвинского сельского совета Соликамского района: село Ульва.

Населенные пункты Березовского сельского совета Усольского района: Ошвожь, Чюзева, Россохи, Лечканово, Нылыб, Бажуполь.

Цель экспедиции – изучение хозяйства русского населения, история поселений, их планировки, народного костюма и быта. Собирались сведения по календарной обрядности, записывались предания и топонимический материал. Все полевые исследования велись по тематическим вопросникам.

130 предметов переданы на постоянное хранение в Соликамский краеведческий музей.




Маршрут экспедиции 1976 г.

4 июля выехали поездом из Перми в город Соликамск, оттуда на «Зарнице» уехали а Нижний поселок, а потом на рейсовом автобусе в село Уролку.

5 июля прибыли в село Уролку, через сельсове устроились ночевать–жить в интернате восмилетней школы. Вечером Георгий Николаевич Чагин провел беседу со стулдентами об истории Урольского края, о методике работы, заполняли полевые дневники, знакомились с вопросниками.

6 июля утром Г.Н. Чагин беседовал в сельсовете с секретарем, жителями села, находившимися в сельсовете, записал адреса старожилов. Весь день работали в селе Уролка.

Фрагмент полевого дневника Нины Сухорученковой. 1976 г.

7 июля работали в деревнях Тимино, Илаб, Андреева. В деревне Тимино обследовали пустой дом и нашли много бытовых вещей. В деревне Илаб долго работали, получили интереные вещи и в Андрееву не пошли.

8 июля весь день работали в деревне Андреевой. Собрали много сведений и получили много материала. К вечеру зашли в деревню Тимино, оттуда ушли в село Уролку.

9 июля весь день работали в деревне Семунино. Получили интересные вещи.

10 июля в первой половине дня работали в селе Сиринском, а потом ушли в деревню Ошвожь и в деревню Чюзеву Усольского района.

11 июля был выходной день.

12 июля работали в деревнях Пальник и в деревне Крутики.

13 июля ездили через поселок Басим в лес. Собирали ягоды. Возвратилсь ребята с экспонатами из Усольского района (деревни Рассохи и Лечканово)

14 июля работали в деревне Оськино. Студенты посетили деревню Бурена (или Косинская), Г.Н. Чагин в этой деревне не был.

15 июля работали в селе Ульве, вперед 18 километров шли пешком, обратно уехали на машине.

16 июля были в лесу, поселке Басиме, собрали ведро ягод.

17 июля обследовали городище на Уткаре.

18 июля работали в селе Уролке, мыли все приобретенные экспонаты, отмечали день этнографа.

19 июля работали в селе Уролка. Вечером упоковывали все вещи, готовились к отъезду в Соликамск.

Село Уролка (Урольское)

Село впервые упоминается в 1579 г. как Верх-Уролка. В 1606 г. упоминается как станция на Сибирской дороге в Москву. В 1884–1889 гг. в селении находилось 31 домохозяйство. Подсобные заработки населения составляли заготовка леса, дров на сплав, охота, частично извоз, бурлачество. Здесь находились земская школа, фельдшер, волостное правление, одна казенная винная лавка, мукомольная мельница и кузница. Торжки в селе проходили 3 ноября и 6 декабря. Жители селения были обрусевшие пермяки. В окрестностях находилось два чудских городища, в 3-х и 5-ти верстах, последние носит название Уткар. В окрестностях села и городища встречались находки чудских изделий. В 1910 г. село посетил географ и картограф Иван Яковлевич Кривощеков.

План села Урольского на 1890 г. 1976 г.

В деревне была деревянная церковь, а в 1844 г. была построена каменная Георгиевская церковь. Участники экспедиции на здании церкви увидели с южной стороны выложенную дату 1844 год. В церкви в 1976 г. находился склад, при его обследовании участники экспедиции обнаружили три деревянных иконы (Святого Георгия, святого Василия и Богоматери).

Поля были огорожены, в основном «косым» забором.

В селе жители часто находили клады с монетами и бумажными деньгами.

Описание игрищ в селе Уролка в период Святок. 1976 г.
ГАПК. Ф.р-2485.Оп.1.Д.411.

Село Сиринское

Село находилось на реке Сирье, притоке Кондаса, впадающего в Каму. Как писал И.Я Кривощеков, «историческое прошлое села темно, оно как раз стоит на границе Чердынского и Соликамского уездов». В 1734/1735 гг. село названо Ильинским. В 1853 г. была построена каменная церковь. Участники экспедиции обнаружили на здании уеркви с северной стороны выложенную дату 1841 год, внутреннее убранство было сломано, особенно в колокольне, иконостас.

Фрагмент дневника Г.Н. Чагина с записью о церкви села Сиринского.

Село Илаб

Схема деревни Илаб. 1976 г. 1976 г.

Фрагмент из полевого дневника Нины Князевой с записями о чучкарях. 1976 г.

Село Верхний Илаб

Находилась на речке, впадавшей в реку Уролку. В 1848 г. деревня уже существовала, а 1886 г. была причислена к деревне Тимино. В 1976 г. участники экспедиции увидели несколько сохранившихся жилых жомов. Один дом был сложен из 10 венцов, толщина которых была до 50 см. Как отметил Г.Н. Чагин, «не дом, а крепость». Под горой была деревня Нижний Илаб, но от нее к 1976 г. сохранилось два разрушенных дома.

План деревни Верхний Илаб на 1889 г. 1976 г.

Село Ульва

Находилось в 22 км от села Уролки.

Деревня Кругляшка

В 1909 г. располагалось 7 дворов. Участники экспедиции в 1976 г., студенты 14 июля, зафиксировали проживание двух семей. Г.Н. Чагин в этой деревне не был.

План выселка Кругляшка на 1889 г. 1976 г.

Деревня Крутики

Участник экспедиции посетили 12 июля и увидели деревянную часовню в полуразрушенном состоянии. В деревне жилыми были пять домов, остальные стояли пустые. «Достопримечательностей нет». Деревня находилась близ рекчки Пычаз.

План выселка Крутики на 1889 г. 1976 г.

Деревня Антипина

Все дома сгорели в 1975 г.

Деревня Оськина

Располагалсь на реке Куныловка или Ольховка, притоке реки Лысьвы, впадающей в Каму, на Тюлькино-Косинском тракте. Участники экспедиции посетили деревню 14 июля.

Деревня Пальники или Пальник

В деревне жило 2 семьи, которые осенью 1976 г. планировали уехать. Участники экспедиции 19 июля увидели пустые полуразрушенные дома. «Достопримечательностей нет».

План выселка Пальники на 1889 г. 1976 г.
ГАПК. Ф. р-2485. Оп. 2. Д. 415. Л. 16.

Деревня Тимино

Располагалась на реке Батшорке, притоке Уролки, и уже в 1848 г. значилась деревней. В начале XX века в деревне была православная часовня, земское училище и три торговые лавки, всего насчитывалось 68 дворов и 362 жителя. Здесь жили и староверы. Участники экспедиции посетили между деревней Тимино и Андреевой, рядом с современным тарктом, староверческое кладбище. Последнее захоронение, предположительно, было в 1975 г. Здесь хоронили староверов со всей округи.

Деревня Нылыб

Располагалась при колодцах. Название с пермяцкого – девечье поле, от «ныл» – девица, «ыб» – поле. В начале XX века в деревне была православная часовня, близ деревни – смолодегтярное заведение. Как отмечал И.Я. Кривощеков, «жители – обрусевшие пермяки, придерживаются старообрядчества». Участник экспедиции встретили в деревне только одну старушку, остальные дома стояли пустые.

Деревня Андреева

Участники экспедции посетили деревню 8 июля и принесли много старых вещей.

В 1976 г. уже не существовали выселки и деревни:

Деревня Бажуполь, которая раньше располагалась на реке Котье, притоке Лысьвы, впадающей в реку Уролку. Еще в 1848 г. селения не было, а в 1909 г. было 8 дворов.

Выселок Вычволь, давно уже не существовавший. Его название от коми-пермяцкого Вёчi – ловушка из сильев для рябчиков. В 1909 г. числилось всего 5 дворов.

План выселка Вычволь. 1976 г.

Деревня Высоково, давно уже не существовавшая, где проживали обрусевшие пермяки. В 1909 г. числилось всего 6 дворов.

Выселок Ворвонята, Верх-Лысьва, она же у Капиши (Капитона), располагавшийся на ручье, впадающем в реку Лысьву, приток Камы. По данным И.Я. Кривощекова выселок возник примерно в 1890-е гг. В 1909 г. числилось всего 6 дворов.

Деревня Кельдас или Сюзёмок располагалсь на реке Сосель, притоке Уролки. На карте 1874 г. деревни еще нет, в 1909 г. проживал 31 житель в 6 дворах. Деревня перестала существовать с 1970 г.

Выселок Починок располагался на речке Урыче, притоке Уролки, в 1909 г. было всего 3 двора.

Деревня Котьва или Усть-Котья находилась при впадении реки Котьи в Лысьву, приток Камы. В начале XX века здесь находилась мастерская по изготовлению веялок. Участники экспедиции в 1976 г. увидели только пустые дома.

Деревня Логинова, на реке Дубровке, притоке Ильвы, впадающей в реку Уролку, опустела в 1975 г., когда уехали последние жители и дома остались пустовать. Известно, что в 1825 г. при большом пожаре сгорело 13 дворов. А в начале XX в. находились православная часовня, училище, станция, торговые лавки, мукомольная мельница, кузница, проживало более 200 человек.

План деревни Логиновой на 1881 г.

Малая Ульва, на реке Уролке ил по реке Уразе, притоке Уролки, в 1909 г. было 14 дворов. К 1976 г. деревни ужде не существовало, а жители переехали в село Ульву.

Шушева, при реке Шушере, притоке реки Лысьвы. В начале XX века жители были старообрядцы, но была и православная часовня, в 1909 г. было 14 дворов. Участники встретили лишь пустые дома.

Выселок Юсиха, где в 1909 г. было всего 3 двора, ко времени экспедици уже не существовал.

Выселок Чумпий, располагался на речке Батшорке, притоке Уролки.

Деревня Затетерье, при колодцах.

В ходе экспедиции было опрошено около 200 местных жителей, сфотографированы на черно-белую и цветную пленку этнографические объекты и вещи, сделаны зарисовки интерьеров и интересных экспонатов.

Фрагмент дневника Г.Н. Чагина.

В прошлом население здесь занималось земледелием, заготовкой леса и его сплавом, ямской гоньбой. Охота и рыболовство носили подсобный характер. Основными типам и поселений были деревни. В конце XIX века стали появляться выселки. Удалось найти 12 официальных планов деревень 1880–1890 гг., по которым можно реконструировать формы поселений и планировку усадеб.

Бытовавшая здесь беспорядочная застройка в конце XIX в. была заменена уличной. На протяжении XVII–XX вв., устойчиво сохраняется один тип жилого дома – трехкамерная связь. До 70– 80-х годов XIX в. она бытовала в варианте: жилое помещение на подклете, холодные сени, хозяйственная клеть на погребе, везде позднее переделанная под вторую жилую избу. До 1930-х годов сохранялись курные избы. Соединение жилых и хозяйственных построек называют северным словом «хоромы». Внутренняя планировка жилого помещения везде северорусского варианта. В с. Ульва обнаружен жилой дом с клетью, которая имеет обламную конструкцию.

Во время экспедиции был получен богатый материал по народному костюму, выявлены его ранние и позд¬ние варианты. В собранной коллекции одежды – 18 юбок, сшитых из разнообразной домотканой льняной пестряди, а также из полосатой шерстяной ткани (юбки сукманки ). Приобретены некоторые оруди я обработки волокна, шерсти, прядения и ткачества. Особенно интересны копыльные прялки (пресница или прешница), простыми и строгими линиям и напоминающие северодвинский тип прялок. Экспедицией собраны разнообразная берестяная, деревянная плетеная из корней посуда, предметы домашнего обихода, сельскохозяйственные орудия, предметы резьбы и росписи по дереву, изделия кузнецов.

Фрагмент полевого дневника Г.Н. Чагина.

Фрагмент полевого дневника Г.Н. Чагина.

Г.Н. Чагин писал в отчете об экспедиции: «Реконструирован годовой цикл крестьянских работ, получены сведения о народных праздниках и обычаях, что дает возможность понять особенности быта и духовной культуры крестьян. Записаны преданияо чуди, которые могут быть использованы в качестве исторического источника. Материалы экспедиции показывают, что хозяйственные традиции, материальный быт, духовная культура, местная терминология Соликамского и Усольского районов имеют много общего с материальной и духовной культурой Северо-Двинского бассейна. Этот вывод, основанный на изучении нового этнографического материала, вполне согласуется с утвердившимся в советской историографии мнением, что русское старожильческое население Северного Прикамья пришло из Центрального Поморья».




При подготовке текста были использованы статьи Г.Н. Чагина:

1. Чагин Г.Н. Коротко об экспедициях // Советская этнография. 1977. № 3. С. 157–158.

2. Чагин Г.Н. Полевой дневник. Урольской этнографической экспедиции Пермского государственного университета им. А.М. Горького в Соликамской районе Пермской области // ГАПК. Ф. р-2485. Оп. 1. Д. 411. Л. 1–46.

3. Чагин Г.Н. Схемы расположения населенных пунктов д. Тимино, д. Илаб, д. Крутики, д. Бурены, д. Кругляшка, д. Семунино, д. Андреева, д. Пальники, с. Урольского Соликамского района. Урольской этнографической экспедиции Пермского государственного университета им. А.М. Горького в Соликамской районе Пермской области // ГАПК. Ф. р-2485. Оп. 1. Д. 415. Л. 1–11.

4. Чагин Г.Н. Дневник находок. Урольской Урольской этнографического отряда ПГУ. Урольской этнографической экспедиции Пермского государственного университета им. А.М. Горького в Соликамской районе Пермской области // ГАПК. Ф. р-2485. Оп. 1. Д. 414. Л. 1–40.

5. Чагин Г.Н. Исторические сведения о населённых пунктах Урольской волости, полевой дневник № 8 и рабочие записи Чагина Г.Н. по Урольской этнографической экспедиции ПГУ. Урольской этнографической экспедиции Пермского государственного университета им. А.М. Горького в Соликамской районе Пермской области // ГАПК. Ф. р-2485. Оп. 1. Д. 412. Л. 1–39.

Другие экспедиции