«Вильвенская экспедиция»

Очерк

Участники: студенты исторического факультета ПГУ (Сергей Кашин, Андрей Давыдов, Валерия Романова, Любовь Балуева, Людмила Кирякова), выпускники Московского художественно-промышленного училища имени М.И. Калинина Сергей Кутырев, Людмила Чунина и пермский художник, член Союза художников РСФСР Анатолий Николаевич Тумбасов.

Населенные пункты Вильвенского сельского совета Соликамского района по состоянию на 1980 г.: село Вильва, посёлки Нижний Склад, Опытное Поле, деревни Пухирева, Григорово, Зуева, Тюлькино, Ушакова, Толстик, Поськино. Нежилые деревни: Юрина, Свалова, Ачас, Дуброва, Соколова. География: все населенные пункты расположены на водоразделе рек Камы, Вишеры и Вильвы.

Цель экспедиции – изучение народного жилища, материальной культуры, быта и истории формирования русского старожильческого населения Прикамья.

Опросник экспедиции включал следующие вопросы: история деревни, название; находили ли что-нибудь в земле; что знаете о чуди, о чучкарях; известно ли вам что-нибудь о старинных бумагах, книгах, записях; есть ли где-то городища, места, где проходили битвы; откуда сюда пришли первые люди; обряды, связанные с постройкой дома, похоронами, как одевались на свадьбу.

105 экспонатов были переданы в Соликамский краеведческий музей.


Село Вильва

Село Вильва (коми-пермяцкое название, виль – новая, ва – вода) находится на реке Вильва в 38 км от города Соликамска, являлось центральной усадьбой совхоза «Химик». В селе в 1980 г. насчитывалось 176 домохозяйств, проживало 515 человек. Имелась восьмилетняя школа, церковь в полуразрушенном состоянии, почта, больница, лесничество, дом культуры, магазин, библиотека.

По сведениям Ивана Яковлевича Кривощекова (1914 г.): деревня Вильва упоминается в 1579 г., тогда в ней было 12 дворов пашенных крестьян и 4 беспашенных. В 1623–1624 гг. селение уже названо погостом, что указывало на существование в нем храма, было 37 дворов пашенных крестьян, 5 беспашенных, 6 бобыльских, 5 пустых, всего 48 дворов. Погост имел свой административный округ, в котором состояло 17 деревень и 11 починков. По царской грамоте 1618 г. земли по реке Вильве на 10 вёрст по длине течения реки и на одну версту вглубь от берегов были отданы Московскому жильцу гостиной сотни Михаилу Яковлевичу Дощенникову с товарищами и пермитину Ивану Могильникову. Жители несли государеву ямскую гоньбу. Каменный храм был построен в 1779 г. В селе было двухклассное земское училище, народная библиотека, камера земского начальника и 4 торговые лавки. Ярмарки и торжки проходили 6 января, 17 апреля, 20 июля, 28 октября. В 1884–1888 гг. проживало 80 домохозяйств. Веялок в селе было свыше 10 штук. Население занималось земледелием, только 2 хозяйства не имели наделов, а также заготовкой солеваренных дров для промыслов в Соликамск, Усть-Боровую и Троицкий завод, баржестроением. В селе имелось 2 мукомольные мельницы, 3 мельницы в окрестностях и кузница. Приход церкви состоял из 17 деревень, 2-х селений из Соликамского уезда – деревень Дуброва и Соколова. В 1909 г. дворов насчитывалось 122, жителей – 524 человека.

С 1889 по 1924 г. в Вильвенском народном училище сначала учительствовала, а потом заведовала Прасковья Петровна Засухина. В 1877 г. она с золотой медалью закончила Петербургскую учительскую семинарию. В 1908 г. по распоряжению пермского губернатора её отстранили от работы и удалили из Вильвы в 24 часа как политически неблагонадежную (за связь с политическими ссыльными, непосещение церкви и за то, что вынула из рамки портрет царя и вставила портрет писателя. Один из жителей деревни, Яков Ильич, 1913 года рождения, учился в школе у учительницы Прасковьи Петровны Засухиной. Дочь П.П. Засухиной, Нина Васильевна, тоже была учителем. Помнил он и художника Володю Оболенского, он преподавал рисование, учил лепить. Во дворе у них были черемухи, яблоня и много пчёл. Слыхал, что школу и дом учителей строили вятские мастера.

Деревня Пухирева

Располагалась в одном километре от села Вильва на правом берегу реки Вильва. В 1980 г. насчитывалось 16 дворов, проживало 52 человека, рабочих и служащих совхоза. В 1623–1624 гг. назван починок Лидбер и Пухирев. Было урочище Лабдор (лаб или ваб – пологий, дор – сторона, край), урочище с пологим склоном. В 1884–1889 гг. насчитывалось 11 домохозяйств, была мукомольная мельница. В 1909 г. было 20 дворов. Население заготавливало дрова, сплавляло их, занимались отхожими заработками, четыре хозяйства ломало и обжигало известь для продажи.

Деревня Григорово

Располагалась в 13 км от села Вильва, в 1980 г. было 22 двора, проживали 45 человек, в основном пенсионеры. Деревня до 1923 г. входила в Соликамский уезд, возле деревни в XVII веке разрабатывали медистые песчаники для Пыскорского завода.

Деревня Зуева

Располагалась в трех километрах от села Вильва, в 1980 г. насчитывала 8 дворов, где проживали 15 человек, пенсионеры. В 1623–1624 гг. называлась Назаровой, в которой было три двора и починок. Гарь при озере Долгом (ныне одно селение). В 1884–1888 гг. числилось 22 домохозяйства, жители которых занимались земледелием, баржестроением, заготовкой леса, дров, дрючков (жердей), работали на солеваренных заводах Соликамского уезда. В 1909 г. было 35 дворов, где проживало 242 человека.

Деревня Тюлькино

Находилась в семи километрах от села Вильва на реке Кама. В 1980 г. здесь насчитывалось 49 дворов, проживало 116 человек, рабочих и служащих совхоза, был магазин. В 1623–1924 гг. деревня носила название Тюлелиево с 3 дворами. В 1834 г. межевой техник Дормидонт Васильев узаконил передачу покосов тюлькинцев мошевцам, за что он был проклят, а между жителями шла длительная тяжба. Тюлькинцы сжигали сено мошевцев, за что были неоднократно избиты, об этом помнят жители до сих пор. В деревне было земское училище, земский склад сельскохозяйственных орудий, перевоз через Каму по официальному тракту из Москвы в Сибирь, пароходная пристань, торговая лавка. Жители занимались бурлачеством, заготовкой товарного леса, солеваренных дров, сплоткой бревен в плоты, извозом, охотой. 6 августа 1887 г. пожар в деревне уничтожил 30 жилых дворов. Распространенные фамилии – Мичковы и Габовы.

Яков Сидорович, 77 лет, родом из деревни Ушаково, рассказывал участникам экспедиции, что до колхозов занимались хлебопашеством, дома была кузница, зерно мололи в деревне Ачас, там были две мельницы у Ивана Степановича Южанинова.

Наталья Ивановна описывала свадебную одежду – мужчины надевали косоворотки и брюки, девушки – юбку, кофту (голубые в полоску), волосы заплетали в две косы. В Троицу украшались красными лентами, пели, водили хороводы. В отличие от замужних женщин у девушки коса с лентой, а у женщины обязательно головной платок, волосы на затылке собраны в узел.

Екатерина Николаевна (86 лет), рассказала, как сеяли лён для тканья, затем выдергивали, посыпали на землю, семя выколачивали и в бане высушивали. «Из льна ткали холст, потом наматывали на мотовило, пепел из печи разводили водой, да моты туда, так отбеливали. Из холста шили рубашки, юбки, кальсоны мужчинам. Красили ольхой, получался желтоватый цвет, а если много ольхи, то красный. Кора дуба давала синий цвет, железо – черный. Свадьбы были веселые и интересные. Молодые с неделю отдыхали. Катались в кошовках (санях) с колокольчиками. В воскресенье всегда был праздник – заутреня, обедня, гуляли, плясали на мосту. Хоронили раньше так: стружки ложили в гроб, отрепье от льна, холст стелили (только холст стелили), кто не холст, дак потом целый год говорили, осуждали «холст не могла наткать». Венчик надевали на голову с цветами, подорожник давали в правую руку, платочек в левую. Гроб ставили на лавку, табуретки. Иногда и на стол ставили – богатых. Гроб выносили на улицу, закрывали крышкой и садились на него. На кладбище все шли с непокрытой головой. Пихту бросали перед гробом. Потом приходили домой и умывались. Поминали, причитали. Игрища. На святки выбирали специально избу, топили. Женщины и мужчины наряжались. Избы сдавали самые плохие те люди, у которых нечего было есть. Им в эти дни носили еду, платили деньги за дом. Ночью кто-нибудь наряжался лешим и приходил с плёткой. Попросится в дом и давай всех пугать. Девки забирались на печь и плакали. В Троицу украшали лентами березку. В Пасху на качелях качались, выходили на круг, играли в бабки».

Деревня Ушакова

Располагалась в двенадцати километрах от села Вильва. В деревне было 12 дворов, проживало 17 человек, в основном пенсионеры. И.Я. Кривощеков предполагал, что начало деревни положил починок Овдеев с одним двором, упоминаемый в 1623–1624 гг. В 1884–1889 гг. в селении числилось 92 домохозяйства, занимались заготовкой дров, сплавом леса, рыбалкой. В деревне были зажиточные люди, они занимались строительством барж и имели торговую лавку. Названия полей: Прислон, Юркино, Забока, Паньковская, Большие Шутьмы, Долги, Берёзовка, Настина гарь. Распространенные фамилии – Хвостницевы, Барановы, Зевзеевы, Сазоновы.

Жители слышали про чучкарей. Рассказывали, что они жили в пещерах и ели только мясо, а хлеб нет, носили красные шапочки и ездили на собаках.

Деревня Толстик

Располагалась в пятнадцати километрах от села Вильва. В 1980 г. в деревне было 26 дворов, проживало 36 человек, в основном пенсионеры, были почта и медпункт.

Деревня впервые упоминается в 1579 г. По переписи 1623–1624 гг. в ней числилось 23 двора пашенных крестьян, 1 беспашенный, 2 бобыльских, 1 пустой. В 1681 г. деревня Толстик упоминается в царской грамоте на имя Чердынского воеводы Кондырева. В ней была застава для учета сплавляемого леса, дров для варниц, здесь проверялись лесорубочные билеты. В селении находились часовня, земское училище, две торговые лавки. В 1886 г. было 37 хозяйств. Жители работали на баржестроительном плотбище, занимались бурлачеством, извозом, заготовкой дров и леса. В 1909 г. было 97 дворов и проживало 220 человек. Распространенные фамилии – Сазоновы, Леонтьевы, Титовы, Брагины. Здесь же жил баржестроитель Иван Егорович Брагин. На левом берегу реки Камы было городище – большой холм, вокруг которого болото. Рядом находилось Селинское озеро, которое соединялось с Мошевицей. Городище располагалось примерно около трех километров от реки Камы, ширина его 100–150 метров, длина до одного километра.

Посёлок Нижний Склад

Находился в семи километрах от села Вильва. В посёлке в 1980 г. насчитывалось 20 дворов, проживало 66 человек, в основном лесорубы, имелся магазин, столовая. Из г. Соликамска причаливал пассажирский теплоход «Зарница».

Посёлок Опытное Поле

Находился в шести километрах от села Вильва. В посёлке в 1980 г. 40 дворов, проживало 95 человек, в основном рабочие, служащие, научные сотрудники Соликамской сельскохозяйственной станции. Имелся магазин, медпункт, клуб, пионерский лагерь «Уралкалия». Станция была основана в 1928 г. агрономом, будущим профессором В.Н. Прокошевым. Станция носила имя ученого. В конторе висела картина П. Оборина «Академик Прянишников и Прокошев на опытном поле».

Деревня Юрина (Переславцы)

Деревня нежилая, располагалась в четырех километрах от села Вильва на реке Вильва. Называлась еще Переславцы. В 1980 г. участники экспедиции обнаружили два полуразрушенных дома.

Деревня Свалова (Запольцева)

Деревня нежилая, располагалась на реке Вильва среди полей, в 1980 г. стояло семь полуразрушенных домов.

Деревня Ачас (нежилая)

Находилась деревня с выселком Зебзиевым на реке Ачас (приток реки Вильвы) и была образована в 1750-х гг. Сюда переселился крестьянин из деревни Вотяки Мошевской волости Степан Южанинов. Он построил первую мукомольную мельницу. В 1886–1889 гг. в деревне было 3 хозяйства и 2 мукомольные мельницы.

Деревня Дуброва

Деревня нежилая, исторических сведений собрано не было. В заброшенных домах участники этнографической экспедиции в 1980 г. находили сохранившиеся вещи.

Дверь. 1980 г.

Ступа. 1980 г.

Деревня Соколова (нежилая)

Деревня нежилая, исторических сведений собрано не было. В 1890 г. еще сохранилось старое здание часовни в поразрушенном состоянии.

Деревня Малая Вильва

Деревня располагалась на склоне у речки, сохранилось более 20 домов. Дома фасадами были обращены на юг и к реке. Имелась уличная планировка, но были видны черты прежней рядовой застройки как на верхней улице (имеется одна нижняя). В деревне сохранилось много домов с курицами на крышах и амбарах. У многих домов крылечки на ряжах со спуском вдоль стен или прямо имели крышу над лестницами. Участники экспедиции собрали много старых вещей. В домах были расписные интерьеры, кухонные шкафы с расписными дверцами. Роспись в домах деревни Малая Вильва была похожа на росписи, которые находили участники Чигиробской этнографической экспедиции 1979 г. в деревне Дуброва Жулановского сельсовета.

Валентина Васильевна передала много вещей для музея: прялку, детские коты, скально (орудие перемотки пряжи). Мария Ивановна, 1911 города рождения, передала музею стол, икону, трепало, умывальник, безмен, чашку, ночву (корытце).

Участники экспедиции побывали в доме Александры Спиридоновны (1919 года рождения). Дом трёхкамерный, одна изба новая, построенная в 1948 г. на месте старой. Другая изба – старая, в ней северорусская планировка: русская печь битая, стоит справа от входа, спуск в голбец через западню у входа в избу, в избе – расписной шкаф. Роспись следующих деталей:

– заборка из 14 досок, покрашена светло-желтой краской, на стыках досок идут темновато-зеленоватые цвета; красноватой и белой краской сверху идет брус, заборка тоже с зеленовато-белой отводкой, высота заборки (она до потолка не доходит) 2 м 10 см, ширина 3 м 20 см;

– двери на заборке с двумя филенками, длина двери 1 м 65 см, ширина – 72 см, вокруг двери идут косяки, тоже с бело-зеленоватым орнаментом, длина 1 м 75 см, ширина 88 см.

Расписные дверцы шкафа. 1980 г.

Михаил Павлович, 1900 года рождения, уроженец деревни Малая Вильва, сообщил о росписи в домах. «От отца слыхал, что раскрашивали доски в домах костромские мастера в 1888 г. Работало три мастера, красили своей краской. Плёл лапти на прямую колодку, а у пермяков были накосо, т.е. различали правый и левый лапоть. Слыхал о чуди: лицо шерсткастое, на пальцах коготки, по-русски не говорили. Занимались звероловством, они жили в Чердыни в городе, приезжали к купцам и продавали им пушнину».

Деревня Косогор

Деревня располагалась возле Малой Вильвы, домов было мало, уличная планировка. Здесь участники экспедиции собрали для музея экспонаты – два самовара и два медных рукомойника.

Из полевого дневника участника экспедиции Вильвенской экспедиции. 1980 г.

Как отмечал Георгий Николаевич Чагин, во время экспедиции уделялось большое внимание изучению хозяйственной деятельности населения, истории возникновения поселений, особенностям их планировки, жилым и хозяйственным постройкам, народной одежде, быту, декоративному народному искусству, а также выявлялась историческая устойчивость традиционно-бытового уклада. Весь полученный материал показывал, что в обследованном районе традиционная материальная культура имела много общих черт с материальной культурой других районов Европейского Севера. Так как на обследованной территории капиталистические отношения развивались слабо, отсутствовала миграция населения, то оно оставалось этнически однородным, в традиционной материальной культуре бытовали архаические черты. В уличной планировке некоторых поселений были выявлены черты ранней беспорядочной и рядовой застройки, усадьбы были однообразны по типу, конструкциям, функциональному их назначению. Архаично выглядел и сам интерьер жилища: русская печь, всегда располагалась у входной двери и устьем обращалась к противоположной от входа стене. Северорусские традиции прослеживались и в одежде. Вплоть до конца 1930-х гг. здесь бытовал сарафанный комплекс, женщины донашивали кокошники. Экспедицией был получен богатый материал по народной декоративной росписи. Собраны расписные прялки, деревянная посуда, шкафы, столы, детали интерьеров крестьянских изб.




При подготовке текста были использованы статьи Г.Н. Чагина

1. Чагин Г.Н. Полевой дневник Вильвенской этнографической экспедиции Пермского государственного университета им. А.М Горького в Соликамском районе Пермской области // ГАПК. Ф. р-2485. Оп. 1. Д. 431. Л. 1–37.

Другие экспедиции