«Верх-Яйвинская экспедиция»

«Верх-Яйвинская экспедиция»

Очерк

Участники: пять студентов исторического факультета ПГУ (Галина Полевщикова, Екатерина Шириханова, Ольга Миронова, Вера Пирогова, Алексей Соболев) и пермский художник, член Союза художников РСФСР Анатолий Николаевич Тумбасов.

Населенные пункты Верх-Яйвинского сельского совета Александровского района: село Верх-Яйва, деревни Замельничная, Ерзовка, Гашкова, Осинники, Коченгино, Махнева, Шубино, Гари, Камень.

Цель экспедиции – изучение хозяйства, материальной культуры, быта и истории формирования русского старожильческого населения Прикамья

Традиционно-бытовая культура народов Прикамья

География: все населенные пункты расположены в верхнем течении реки Яйвы (левый приток Камы).

Административное деление: Верх-Яйвинский сельсовет в 1964 г. был передан из Соликамского района в Александровский. В ходе экспедиции была обследована деревня Камень, которая находилась на берегу реки Яйвы на расстоянии 1-го километра от поселка Камень, который в 1970 г. стал центром вновь образованного Каменского сельсовета Александровского района.



Записи из полевого дневника Г.Н. Чагина

В 1960–1970-е годы быстро население Верх-Яйвинских деревень уменьшилось, и на 1 января 1978 г. оно составляло уже 110 человек, проживавших в 45 домах. Из них 79 человек – это жители села Верх-Яйва. В это же время из Верх-Яйвы в поселок Камень были переведены лесничество, больница, закрыто отделение связи, сберкасса, в 1973 г. восьмилетняя школа была реорганизована в начальную, а в 1975 г. ее закрыли совсем. В 1975 г. центр сельсовета был переведен из села Верх-Яйва в поселок Скопкортный с населением 800 человек, расположенный в 20 км совсем в противоположной стороне от деревень.

В июне 1978 г. была пущена в эксплуатацию линия электропередачи. В деревне Шубино находилась промежуточная подстанция с ответвлением в село Верх-Яйва, деревни Ерзовку и Махнёву, для снабжения электроэнергией лесных поселков от Яйвинской ГРЭС

В район работы участники экспедиции добирались поездом до станции Яйва, а оттуда на автобусах до поселка Камень (32 км). Из-за того, что в селе Верх-Яйва отсутствовали проезжие сухопутные дороги, для подвоза вещей и продуктов в поселке Камень была нанята лодка, а члены экспедиции прошли более 10 км пешком. Обратный путь был таким же, в лодках были вывезены многие экспонаты.

Участники экспедиции констатировали полное запустение некоторых деревень – Гари, Коченгино, Осинники. На грани запустения находились деревни Гашкова (было 2 одиноких жителя), Замельничная, Шубино, Махнёва, Ерзовка. В село Верх-Яйва переезжала часть жителей других деревень.

Для этнографического изучения Верх-Яйвинский сельсовет представлял большой интерес, так как его территория начала осваиваться русским населением в связи с открытием Артемием Бабиновым в I597 г. прямого пути в Сибирь, за что ему была пожалована грамота царя Фёдора Иоановича. Артемий Бабинов является не только первооткрывателем дороги, но и основателем первого русского поселения – Верх-Яйвинской слободки, переросшей позднее в погост и в волостной центр.

Крупнейшим археологическим памятником этих мест остаётся Чаньвенская пещера. Впервые её описал академик Иван Иванович Лепехин. Он посетил её в 1770 г., по другим данным в 1771 г., и записал от местных жителей предание о том, что пещеру использовали и в XVIII веке в качестве капища (жертвенного места) вогулы. Здесь стояли деревянные идолы, которым в жертву приносили убитых оленей, лосей. В 1893 г. пещеру обследовал археолог Сергей Иванович Сергеев и при раскопках обнаружил большое скопление костей, металлические изображения животных, медных идол, наконечники стрел, фрагменты глиняных сосудов, а так же 5 арабских монет Х века и одну англо-саксонскую IX-X веков. Пещера использовалась и в более раннее время – эпоху бронзы. Как засвидетельствовала экспедиция, о проживании вогулов в Чаньвенской пещере знали многие старожилы верхней Яйвы.

В 1615– 1616 гг. в Верх-Яйвинской слободке был воздвигнут храм во имя Введения Пречистые Богородицы. Во время переписи 1623–1624 гг. Михайла Кайсарова в Яйве уже существовал Введенский монастырь с одной кельей, пятью иконами и шестью бобыльскими дворами.

Пахотные угодья крестьян располагались в основном, на водоразделах. Огромных размеров пашни были в районе деревень Замельничная, Ерзовка, Осинники, Гари. Повсеместно господствовали трехпольная и подсечно-огневая системы земледелия. Кроме земледелия население занималось скотоводством, заготовкой леса, охотой, рыбной ловлей, извозом.

Верх-Яйва

Из деревень только Верх-Яйва имела титул села. Село вытянулось более чем на километр по правому ровному берегу реки Яйвы. Село имело рядовую, но не сплошную планировку, усадьбы фасадами обращены к реке, на юг или на юго-восток. Центральная часть села вокруг деревянной церкви (построена в 1856 г. на месте старой и переделана под клуб) рядом пристрой из перевезенной часовни из деревни Коченгино для библиотеки. Проезжую часть называли улицей Сибирской. Самыми распространенными фамилиями были Байбаковы, Старцевы, Шешуковы, Васёвы, Анкушины, Бабиновы, Семковы, Пенягины, Ключихины, Лоскутовы, Лябовы.

Информаторами экспедиции выступили:

– Николай Андреевич Туснин (71 год), который рассказал, что поселились первыми на реке Осинники три брата Туснины, а население занималось земледелием, охотой, заготовкой леса, поля пахали сабаном, котрые делали свои кузнецы;

– Василий Платонович Старцев (79 лет), сообщил, что лодки осиновки делали сами и из кедра долбили, но они были тяжелые, одежду тоже сами шили, женщины носили дубасы, красили ткань красильники, а узоры наносили печатники, овчину выделывали, но Бабиновой дороге ездили до города Верхотурье, расстояние измерялось ямами, церковь была деревянная, высокая, рубленная топором.

– Михаил Григорьевич Байбаков (72 года), проработал 25 лет егерем в Верх-Яйвинском лесничестве, с его слов в сельсовете было 800 хозяйств, в селе Верх-Яйва колхоз «Уралец», а в деревне Ерзовка «Агроном», пшеницу не сеяли, только овес и рожь озимую, чтобы успевала поспевать, сено косили косой-горбушей, на охоте использовали капканы и ружья, было много рябчиков и белок, М.Г. Байбаков с 1964 г. вел фенологические наблюдения под руководством Географического общества СССР, за что был награжден почетной грамотой общества;

– Пелагея Антоновна Пенягина (74 года) много рассказывала, как одевались женщины, на голове носили платки, косынки, юбки с оборками из холста носили только молодые женщины, пожилые без оборок, запон (фартук) носили чаще всего без нагрудника, ткань была льняная, коноплю сеяли в огороде мало и использовали больше для дратвы (прочная нить для шитья обуви) и плетения сетей, обувь была сшита из кожи, называлась коты, лапти не носили, из верхней одежды были шубы с бортами, покрытые холстом, в селе Верх-Яйва было 4 частных лавки.

Схема расположения села Верх-Яйва. 1978 г.

Деревня Ерзовка

В деревне Ерзовка усадьбы располагались на очень высоком правом берегу реки Яйва и растянулись более чем на километр в два ряда, все фасады домов были обращены к реке. Территория, занимаемая деревней, разрезана глубокими оврагами, усадьбы сгруппированы между ними. Такие места население называло увалами или угорами (Федотовский, Байбаковский, Васёвский, Верх-Ерзовский). В средней части деревни сохранилась построенная в конце XX – начале XX века деревянная часовня. Престольным праздником в деревне был Иванов день. Деревня была окружена полями, имелась кедровая роща с 70 – 80 кедрами.

Схема деревни Ерзовка. 1978 г.

Деревня Замельничная

Деревня Замельничная находилась в двух километрах на запад от села Верх-Яйва. Деревня так названа по имени на реки Замельничной, где стояла крупная мельница. Планировка усадеб подчинена течению реки, фасады ориентированы одновременно на реку и на юго-восток. В деревне было 12 домов, а в 1978 г. здесь проживало в двух домах 4 человека. Участники экспедиции беседовали со старожилом деревни Егором Матвеевичем Старцевым, которому было 64 года, осмотрели мельницу, которая стояла в разобранном состоянии.

Схема деревни Замельничная. 1978 г.

Деревня Махнёва

Деревня находилась после переезда реки Яйва по Бабиновской дороге на расстоянии двух километров от реки. Усадьбы располагались по обеим сторонам дороги в направлении с запада на восток, фасадами были обращены на проезжую часть, поэтому вся деревня имела настоящую уличную планировку, даже деревянная часовня стояла в одном ряду с жилыми домами. Махнёва – единственная деревня в Верх-Яйвинском сельсовете с уличной планировкой.

Схема деревни Махнёво. 1978 г.

Деревня Шубино

Расположилась деревня на расстоянии 300 метров на север от деревни Махнёва. Деревня в народе носило второе название – Шаламова. Планировка была беспорядочная, большинство усадеб обращены на юг, восток, запад Подобная планировка в Верх-Яйвинском сельсовете больше не была обнаружена. Центром деревни являлся родник, окруженный высокими хвойными деревьями.

Схема деревни Шубино. 1978 г.

Деревня Коченгино

Эта деревня в конце XIX века являлась центром Бабиновской дачи, в ней проживали последние потомки Артемия Бабинова. Распологалась в двух километрах на север от деревни Шубино и была окружена со всех сторон полями. В народе носила второе неофициальное название – Калиничи. В 1978 г. в деревне уже никто не проживал. Планировка усадеб была очень компактной, фасады обращались на юг, усадьбы располагались в низине на южном склоне (прикрыты от северных ветров), у небольшого ручья они вытянулись рядами параллельно ручью. Георгий Николаевич Чагин отмечал, что на южном склоне фасады усадеб обращены не к ручью, к низу (по отношению склона), на север, а на юг, в гору. «В этом появилось стремление населения рационально использовать местность и учитывать все природные факторы для удобного расположения всех построек».

Деревня Осинники

Деревня Осинники находилась в двух километрах на север от деревни Коченгино, на левом берегу реки Яйвы. Усадьбы располагались в три ряда по берегам речки Осинники. В южном конце деревни сохранялась беспорядочная планировка, все усадьбы были ориентированы на юг и одновременно большинство на речку. Деревня в 1978 г. была уже заброшена. Название деревне определялось по речке Осинники, которая выбегала из местности, где стоял осинник. Осинник не вырубали, боялись, что уйдет вода.

До Великой Отечественной войны в деревне было около 40 домов, на фронтах погибло 22 человека. В деревне Осинники долгое время сохранялся однофамильный состав, в ней проживали одни Туснины. У Василия Нефетовича Туснина участниками экспедиции были приобретены прялки. Он много делал пресниц (прялок) с резьбой трехгранновыемчатой, круги-солнце и семью головками, трепала с вырезками.

Схема деревни Осинники. 1978 г.

Деревня Гари

Нежилая деревня, многие усадьбы не сохранились.

В деревнях Махнёво, Шубино, Гари, Коченгино были распространены фамилии-Коченгины, Шубины, Пермяковы, Бабиновы.

Деревня Гашкова

Деревня Гашкова находилась в отдалении, из нее в отличие от других деревень, не было видно другие населенные пункты. Располагалась на берегу реки Яйва в 10 км по дороге от села Верх-Яйва. Поля находились в глубине от реки, в гарях. Планировка деревни рядовая. Бани были построены по берегам реки. В начале XX века плотниками из деревни Селенка Соликамского уезда на полях была построена деревянная часовня. В перестроенном виде она сохранилась к 1978 г., хотя и без купола. Почти у всех жителей деревни фамилия – Васёвы. На момент экспедиции в деревне проживало 2 одиноких старика, один их Пётр Яковлевич Васёв. В доме его участники экспедиции обнаружили несколько расписных интерьеров – шкаф расписной, нижние дверцы красного однотонного цвета, а на нижних дверцах нарисованы цветы.

Схема деревни Гашкова. 1978 г.

Деревня Камень

В деревне дома стояли рядами по южному склону, фасады домов были обращены к реке, на юг. В деревне было раньше 42 дома, и называли ее Селище, затем переименовали в Камень, так как первый дом был построен под камнем и «местный поп» предложил называть деревню Камень. В деревне преобладали жители с фамилиями: Шумковы, Плотниковы, Плясуновы и другие. Первые жители деревни были приезжими из деревень Вижай и Сахарята. По преданиям в скале у реки есть пещера, в ней спрятан клад с золотыми монетами.

Участники экспедиции внимательно изучали существовавшие сельские поселения. Были сняты планы поселений, выявлялись старые и новые районы застройки, а также причины, повлиявшие на размещение усадеб. Планировка Верх-Яйвинских деревень сохранилась в таком виде, какой она была в XIX веке. Она была рядовой и только в деревне Шубино имела беспорядочную свободную застройку, а в деревне Махнёва уличную. Планировка поселений имело много общего с Европейским Севером. На выбор места, как для всего поселения, так и для отдельных усадеб оказали влияние не только природные факторы, но и чисто экономические и этнические (земледельческий характер хозяйства, проходившая дорога, наличие выгодных природных богатств, а также и формирование русского населения изучаемого региона из пришлого населения Поморья).

Участниками экспедиции были исследованы расписные интерьеры. Интересовал вопрос об авторстве встречаемых росписей. В народной памяти сохранились сведения о вятских мастерах-отходниках. Экспедиция открыла совершенно новый район, где была сконцентрирована уральская домовая роспись. Наличие её в довольно широких масштабах говорит об интенсивности художественной жизни народа, о том поэтическом мире, который окружал человека, занятого трудными и сложными хозяйственными делами. Помимо росписей, в деревнях на многих домах сохранились однотипные наличники окон, большая часть их, как предполагали участники экспедиции, была выполнена также пришлыми вятскими мастерами.

Изучение одежды местного населения участниками экспедиции раскрыло некоторые стороны этнокультурной истории этого региона. Наличие в способах обработки пряжи, ткачестве, орудиях труда, самой традиционной одежде северорусских черт указывало на истоки происхождения самого русского населения верхней Яйвы, а именно что оно вышло из русских поморских уездов. «Одежда в большей степени, чем жилище были подвергнуты трансформации капиталистическими отношениями и влиянием проходившей дороги». Собранные предметы быта позволяют глубже понять крестьянскую жизнь. Они являются показателем творческой силы народа, его мастерства, в них запечатлён многовековой опыт.

Вновь собранные предметы быта значительно дополнили прежние этнографические коллекции. Традиционная культура и быт русского населения верхней Яйвы на момент экспедиции «сохранились в чистом виде, этот регион оставался длительное время своеобразным резервуаром, где продуктивно шло развитие народной культуры крестьян».




При подготовке текста были использованы статьи Г.Н. Чагина

1. Чагин Г.Н. Отчет о работе Верх-Яйвинская этнографической экспедиции Пермского государственного университета им. А.М Горького в Александровском районе Пермской области // ГАПК. Ф. р-2545. Оп. Д. 426 Л. 1–41.

2. Чагин Г.Н. Полевой дневник. Верх-Яйвинская этнографической экспедиции Пермского государственного университета им. А.М Горького в Александровском районе Пермской области // ГАПК. Ф. р-2545. Оп. Д. 425 Л. 23– 24.

3. Чагин Г.Н. Схемы поселений д. Камень, д. Гашкова, д. Осинники, д. Шубино, д. Коченгино, д. Махнево, д. Замельничная, д. Ерзовка, д. Гари, с. Верх-Яйва. Верх-Яйвинской этнографической экспедиции Пермского государственного университета им. А.М Горького в Александровском районе Пермской области // ГАПК. Ф. р-2485. Оп. Д. 423 Л. 1– 10.

4. Чагин Г.Н. Схемы маршрутов Верх-Яйвинской этнографической экспедиции Пермского государственного университета им. А.М Горького в Александровском районе Пермской области // ГАПК. Ф. р-2485. Оп. Д. 424 Л. 1– 10..

Другие экспедиции